Первые нации Канады
Канада – страна, которая известная своим внимательным отношением к национальному самоопределению и к национальной культуре. Но и тут часто появляется сложность – в том числе и в плане определения нации и прав той или иной нации. Ведь основатели Канады далеко не все нации считали таковыми, и поэтому сегодня возникает серьезный вопрос о правах и особенностях первых наций страны.
Вестфальский мир стал основой существования современного понятия нация, и при этом он исключил из этого представления многие народы Америки. И те племена и народы, что жили тут намного раньше белых людей, оказались на своей земле в положении маргиналов. Во многом такое отношение продолжается и сегодня на территории США, а вот Канада всеми силами пытается изменить это несправедливое положение вещей.
В этой стране еще с восьмидесятых активно используется термин – первые нации. Они описывают коренные народы, но при этом смыл понятия не был описан. И такая проблема стала причиной формирования общественного движения, выступающего за пересмотр отношения властей к правам первых и коренных народов.
Чтобы отношения, которые им требуются, были сформированы надлежащим образом, надо сначала определить, что такое нации. И в этом году появляется возможность обратить внимание на первую подобную попытку в истории. Это договор, заключенный ровно три сотни лет назад. И он предполагает полноценное равноправие законов местных народов и законов колониального правительства. По Договору двухрядного вампума обе части государства не должны вмешиваться в дела других. При этом правительства должны быть равными, но не пересекаться, не иметь возможности вмешиваться в дела друг друга.
И тут появляется вопрос, а имеют ли народы право на национальное самоопределение? Если да то движения правы и в принципе они могут быть независимыми. Правда, это далеко не всегда может быть так. Скорее всего, государственность, которая будет получена коренными нациями, потом обратится не более чем в ратье, которое будет использовать ресурсы страны, и будет получать ренту и субсидии. Это потом может стать причиной для разочарования многочисленных экологов, присоединившихся к этому движению.
Однако при всех этих парадоксах вполне возможно, что реальный путь к автономии для представителей наций, причем коренных, существует.
|